Проект
«Меняемся сами – меняем мир вокруг себя»
2021-2023
Автор-составитель: Лебедевич И.В.,
классный руководитель 5 класса
Государственного учреждения образования «Макаровский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа»
Макаровцы 2021
ВВЕДЕНИЕ
Система образования республики Беларусь призвана обеспечить активное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, включение в общественно значимую деятельность.
Содержательное наполнение шестого школьного дня – одна из самых актуальных проблем. Очень важно организовать шестой школьный день так, чтобы учащийся шел в учреждение с удовольствием. Поэтому в современных условиях необходима такая форма работы, которая была бы не только интересна детям, но и положительно влияла на становление их как личности, приносила пользу окружающим. Все эти функции в полной мере способен выполнить волонтерский отряд «Данко» в тесной связи с педагогами и родителями, деятельность которого будет способствовать практической актуализации и апробации знаний, которые школьники получат на уроках географии и биологии. Включение в систему организации шестого школьного дня проекта «Меняемся сами - меняется мир вокруг нас» позволит заниматься практической деятельностью в зоне парка, организовывать эксурсионную и исследовательскую деятельность, а также у ребят появится возможность проявить свою активность и реализовать самые разные способности: творческие, организаторские, профессиональные. В целях изучения отношения школьников к деятельности волонтерского отряда в Лишковском усадебно-парковом комплексе, было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что 75% учащихся готовы включиться в волонтерскую деятельность, которая будет направлена на восстановление, охрану и изучение памятника природы.
Цель проекта: формирование экологической культуры и сознания учащихся, ответственного отношения к природе, готовности решать повседневные социально-экономические задачи с позиции понимания природных процессов, прогнозирование результатов воздействия человека на окружающую среду, утверждение желаний сделать свой профессиональный выбор.
Задачи проекта:
* изучить и сохранить историко-культурное наследие своей малой родины;
* организовать общественно значимую коллективную деятельность через работу волонтерского отряда «Данко» в шестой школьный день;
* создать необходимые условия для проведения практических мероприятий по восстановлению парка, исследований в природе, ухода за парковыми культурами, выращиванию посадочного материала, сбора лекарственного сырья, семян;
* развивать организаторские, творческие способности и трудовые навыки подростков посредством участия в планировании и реализации общественно полезных акций и инициатив;
* обеспечить педагогическую поддержку по обучению специальным навыкам исследования природы, привлечению к участию в осуществлении опытно - исследовательской работы для решения экологических проблем, проведению мероприятий по охране парковой территории и защите парка от вырубки , насекомых-вредителей;
* способствовать пропаганде среди местного населения знаний о сохранении природных ресурсов, охраны памятника природы;
* ориентировать учащихся на выбор будущей профессии;
* освещать и популяризировать деятельность волонтерского отряда «Данко» в учреждении образования и за его пределами через СМИ.
1.4. Содержание проекта
В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона, и в первую очередь это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие проекты. Необходимость решения экологических проблем в настоящее время требует подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля: экологов, зоологов, инженеров, врачей, экономистов и др. Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система экологического образования носит комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер в зависимости от профессиональной ориентации подготовки специалистов.
Процесс экологизации профессиональной подготовки затрагивает как учебную, так и внеучебную деятельность, стоится на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов обучения, а также установления межпредметных связей.
Главная задача школы в области экологического воспитания – формирование культуры и ответственности. В школе закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере. Работа волонтерского отряда «Данко» - это особая форма организации внеклассной работы в шестой школьный день. Это добровольное объединение с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе , расширения и углубления знаний в области парковедения, биологии, экологии.
Проект «Меняемся сами – меняем мир вокруг себя» инициирован активом школьного ученического самоуправления. Возглавит деятельность и реализацию проекта созданная совместно с коллективом единомышленников – педагогов проектная команда.
Новизна опыта в том, что работа школьного волонтерского отряда «Данко» в Лишковском усадебно-парковом ансамбле распространится на все школьные возрастные группы с первого по одиннадцатый классы. На базе школы будет создана непрерывная система экологического воспитания школьников . Особенно интересен опыт работы тем, что главным объектом работы волонтерского отряда будет парк, в котором до настоящего времени сохранились посадки из редких деревьев (экзотов), декоративных садовых форм в виде небольших групп из отдельных деревьев и кустарников.
Процесс работы будет строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях. Работа в парке даст возможность сделать внеклассную работу более разнообразной: она расширит творческий потенциал, будет способствовать частому общению с природными объектами, повысит мотивацию к обучению, а у некоторых и к осознанному выбору экологических и биологических профессий. Участвуя в трудовых акциях , ребята будут закалять свое здоровье, укрепят иммунитет, будут учиться взаимоотношениям в коллективе. Практическая исследовательская деятельность с природными объектами будет способствовать развитию интеллекта, творчества, социального развития. В процессе деятельности будут формироваться трудовые умения и навыки по охране, воспроизводству и эффективному использованию парковых ресурсов. Это приобщит детей к исследовательской работе с природными объектами и к сознательному выбору профессии.
Организация школьного волонтерского отряда не требует много материальных затрат, но требует очень много творческого, специфического труда педагогов.
1.5. Участники проекта
* обучающиеся 1-11 классов
* администрация учреждения образования;
* педагогический коллектив;
* родители;
* социум.
1.6. Сроки реализации проекта
Сентябрь 2021 года – сентябрь 2023 года
1.7. План реализации проекта
Этапы реализации проекта |
Сроки реализации |
Мероприятия |
I. Подготовительный: |
Август 2021 г. |
Составление программы деятельности школьного волонтерского отряда «Данко» |
II. Основной: 1.Использование результатов работы школьного волонтерского отряда «Данко» на уроках биологии, общешкольных мероприятиях и праздниках. 2. Оформление стенда, отражающего текущую работу и жизнь школьного волонтерского отряда «Данко». 3. Участие в районном конкурсе исследовательских работ «Стремление. Открытие. Успех». 4. Подведение итогов исследовательских работ, составление проектов. 5. Организация и проведения акции « Сохраним и приумножим».
6. Внеклассные мероприятия .
7. Проведение профориентационной работы .
8. Мониторинг значения и результатов экологического образования. |
2021 -2023гг.
1 раз в квартал 2021-2023 гг.
2022 г.
2022-2023 гг.
2021-2023 гг.
2021-2023 гг.
2021-2023 гг.
Ежегодно |
Участие членов школьного волонтерского отряда «Данко» в работе агидбригад, творческих праздниках с освещением результатов в СМИ.
Проведение наблюдений и исследований за растениями в парке д. Лишки.
Анализ полученных данных, оценка перспективности и значимости работы, степень завершения. Участие в посадке растений на территории учреждения образования, в озеленении детской площадки, очистке парка от мусора, уход за озером, прилегающим к парку. Организация и проведение внеклассных мероприятий .
Проведение классных и информационных часов по профориентации.
Мониторинг поступления выпускников учреждения образования в ВУЗы и ССУЗы экологического, биологического и творческого направлений.
|
Анализ результатов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта. |
2023 г. |
Разработка и распространение рекомендаций по результатам работы школьного волонтерского отряда «Данко». Размещение на сайте педагогического опыта, публикации в СМИ. |
1.8. Ожидаемые результаты и социальный эффект
1. Появление в ходе реализации проекта материальных объектов:
* методические рекомендации по правилам ухода и посадке деревьев и кустарников парка;
* методические рекомендации по видовому ассортименту многолетних кустарников и агротехнике их выращивания;
* буклеты, отражающие работу школьного волонтерского отряда «Данко»;
* видеоролики, отражающие работу школьного волонтерского отряда «Данко»;
* информация на сайте учреждения образования о результатах реализации проекта
- Результаты - эффекты:
* регулярное общение учащихся с природой и ее объектами;
* практическая, исследовательская работа по экологии ведет к развитию творческой личности учащегося, развивает умения работать с природными объектами, умения анализировать и прогнозировать результаты, формирует активную жизненную позицию.
1.9. Список использованных источников
Список использованных источников
1. Концепция образования в области окружающей среды.
2. Республиканская программа совершенствования образования в области окружающей среды: Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь, 21 апр.1999 г. № 12/362; Постановление коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, 1999 г. № 3.1 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 1999. — Дата доступа: 22.08.2012.
3. Мамедов Н. М. Основы экологического образования / Н. М. Мамедов- М., 2005.
3. Маркетинговая концепция управления природопользованием на уровне транснациональных корпораций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://marketingbases. tk/ekologicheskij-marketing. html — Дата доступа: 07.09.2010.
4. Назаренко, В.М. Непрерывное экологическое образование в средней и высшей педагогической школе: В.М.Назаренко - автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 19с.
5. Павловская, Н.А. Процесс подготовки студентов специальности 1«Маркетинг» : н.А.Павловская - Актуальные проблемы в изучении и преподавании общественно-гуманитарных наук (дисциплин): тез. докл. I Междунар. науч. конф., 2-3 дек. 2010, г. Витебск. – Витебск: Витебский филиал УО ФПБ «МИТСО», 2010. – С. 321-323.
6. Экологическое образование/ Экологическое сообщество [Электронный ресурс] — 2009. — Режим доступа: http://*****/dictionary/Экологическое%20
образование — Дата доступа: 12.08.2012.
7. Экологическое образование, воспитание и культура / Экологический портал [Электронный ресурс] — 2009. — Режим доступа: http://*****/publ/ — Дата доступа: 02.09.2012.