Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Актуальность темы инновации

Дата: 14 января 2022 в 08:50

Актуальность данного инновационного проекта обусловлена рядом внешних и внутренних причин.

Внешние причины. 

     Глобальные изменения в культурной, социальной и экономической сферах в конце XX-начале ХХI веков вызвали новые бурные дискуссии о содержаниишкольногообразования.Политики и общественность уже несколько десятилетий обсуждаютвопросы качества школьного образования, его соответствия потребностям общества, проблему социальной и экономической эффективности государственных расходов на образование. Расширяется дискуссия о качествах человека, отвечающих глобальным вызовам и бурному развитию технологий. В этих условиях усилились позиции «компетентностного подхода», ориентированного на обучение использованию знаний. «Прикладное знание» стало рассматриваться как новая часть обязательного минимума школьного образования. Частью обязательного образовательного результата стали считаться и «универсальные навыки».

  В настоящее время самыми актуальными становятся вопросы воспитания обучающейся молодежи в принципиально новых условиях жизни нашей страны. Происходящие изменения в белорусском обществе влияют на переосмысление приоритетов в образовании, определяют новые требования к социальному заказу на воспитание подрастающего поколения. Воспитание успешной личности, способной к новаторству, творчеству, владеющей организаторскими навыками и лидерскими способностями определено как одно из приоритетных направлений развития образования в Республике Беларусь [16].

   Современные достижения цивилизации открывают новые возможности. Среди этих достижений - развитие информационных и образовательных ресурсов, новые виды информационной продукции, качественно другие формы получения знаний, умений, навыков. Растет потребность в профессионалах, обладающих универсальными компетенциями, «навыками XXI века»: когнитивными, социальными, метакогнитивными; умеющих видеть ситуацию в целом, управлять своими эмоциями. О том, какие навыки востребованы в XXI веке, сказано много, однако наиболее важны личностные характеристики, такие как: любознательность, инициативность, настойчивость, умение адаптироваться, способность к лидерству, к социокультурной коммуникации. Обществу нужны сотрудники, открытые новым знаниям, умеющие критически мыслить, креативно решать задачи, способные эффективно общаться, взаимодействовать, работать в команде, готовые учиться и переучиваться.

  Единая цель учреждения образования и семья – создать инструмент, который позволит детям справляться с возникающими трудностями и задачами в стремительно развивающемся мире. Сегодня, чтобы быть успешным, обучающийся должен не только освоить учебную программу, но также научиться быть ответственным, проявлять заботу, уметь справляться с препятствиями, уметь управлять эмоциями и использовать их, знать, как сохранить здоровье. Обладая подобными навыками, он сможет успешно реализовать свой потенциал, что обеспечит его социализацию в современном обществе, подготовит к будущей самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности, будет содействовать саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию его как конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений [17].

   Важнейшим социальным требованием к учреждениям общего среднего образования остается ориентация образования на усвоение учащимися определённой суммы знаний, развитие личности, формирование познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе. Предметное содержание образования сегодня во многом отстаёт от требований жизни. Необходимо ставить новые задачи развития детей и подростков, причём не только в познавательной и личностной сферах, но и в системе общения, взаимодействия с миром взрослых. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста – типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся школьников. Подростки ожидают признания и успешности, при этом не умея владеть собой, своим поведением и состояниями, предъявляя завышенные требования к окружающим людям и демонстрируя социальную беспомощность в различных ситуациях и условиях.

   В условиях четвертой промышленной революции – эпохи колоссальных перемен, сложных отношений и неточных смыслов – невозможно четко прогнозировать модели жизни, поведения, обучения, построения карьеры. В мире, в котором предстоит жить тем, кто в ближайшие годы станет первоклассником, не будет существовать более половины современных профессий, поэтому предстоит учиться всю жизнь.

   В этих условиях появляется новая форма доступа к знаниям – мобильное обучение, когда у каждого ученика может быть своя образовательная траектория. Дети учатся друг у друга в социальных сетях, а производители учебных материалов должны учитывать, прежде всего, потребности и психологические особенности детей, а не педагогов – например, использовать игровые методы обучения, видеоинформацию и другие форматы, привычные для подростков.

  Актуальными являются проблемы депрессии и тревоги у подростков, вызванные хроническим стрессом, причиной которого являются плохие отношения в семье; виктимизация, травля со стороны сверстников и др., которые создают риски суицидального поведения. Избыточное применение смартфонов и компьютеров достоверно связано со снижением качества и количества сна у детей и подростков 8−17 лет, а также с повышением индекса массы тела. Недостаток сна является стрессовым фактором и фактором развития подростковой депрессии. Избыточный вес является фактором вовлечения в школьную подростковую травлю («буллинг») как в качестве жертвы (и девочек, и мальчиков), так и в качестве агрессора (у мальчиков). Виртуальное общение также связано с риском травли, но уже в форме так называемого «кибербуллинга». Исследователи отмечают, связь между цифровыми технологиями и развитием тревоги, депрессии, стресса даже в отсутствии ситуации виртуальной травли. Одной из причин снижения эмоционального состояния при использовании социальных сетей является вольное или невольное сравнение себя с другими в их пользу, особенно при пассивном просмотре страниц других пользователей, но при активном общении, создании записей и т. д. депрессивные симптомы могут снижаться.

   Засилье цифровых технологий может приводить к ослаблению социальных связей (современные подростки проводят меньше времени, встречаясь с друзьями и чаще чувствуют себя одинокими, чем 10 лет назад). Виртуальное общение, скорее, позитивно влияет на чувство подростковой принадлежности к группе сверстников, однако наиболее позитивный эффект достигает для тех подростков, которые и в обычной жизни более общительны и коммуникабельны. Подростки активно используют социальные сети для получения обратной связи в отношении своей личности и идентичности. Распространенным риском, связанным с переносом общения в виртуальное пространства, нередко называют снижение эмпатии и социально интеллекта (способности понимаю чувства и потребности других) – ключевых факторов в формировании социальных связей. Причинами этого снижения нередко называют агрессивные компьютерные игры, возрастающую нагрузку на нервную систему и переизбыток эмоционально нагруженной информации, из-за чего происходит снижение чувствительности. В качестве факторов, защищающих от развития подростковой депрессии, указываются: высокий интеллект, навыки эмоциональной регуляции, эффективные способы борьбы со стрессом (копинг-стратегии) и стили мышления, а также теплые, принимающие отношения в семье и с ровесниками.

   Умение индивида владеть собой, своим поведением и состояниями – важный личностно-мотивационный ресурс, характеризующий зрелую личность. В то же время реалией сегодняшнего дня является снижение социальной активности молодежи, наблюдается кризис мотивационных установок личности на достижение успеха в деятельности, снижение уровня самодостаточности, саморазвития. Подрастающее поколение в процессе своего социального становления направлено на достижение лишь внешних аспектов успеха. В этой ситуации утрачивается важнейший компонент социализации – моральная ответственность, нравственное отношение к окружающим, просоциальные ценностные ориентации. У молодежи формируются такие черты характера, как безалаберность, бездумность, небрежность, опрометчивость, паникерство, разболтанность, халатность и др., которые говорят о дефиците самоконтроля, ведут к деформации мотивационно-самооценочных и ценностных ориентаций, и, как следствие, к нарушению социализации молодых людей [19].

   Стабильность и организованность общества зависят от уровня сформированности правосознания у его граждан, от их умения и желания контролировать свое поведение в соответствии с правовыми нормами. Отсутствие умения контролировать свои эмоции иногда ведёт также к пренебрежению нормами морали, отсутствию нравственного самоконтроля, возникновению различных видов девиантного, делинквентного, аддитивного поведения.

  Неопределённость современной социальной ситуации, постоянно меняющиеся условия приводят к трудностям социально-психологической адаптации, к усилению эмоциональной напряжённости, невротизации детей, особенно в условиях жёстко заданных и контролируемых взрослыми ситуациях. Становится очевидным, что только системное обучение знаниям явно недостаточно для полноценного, а главное эффективного развития детей, их индивидуальной реализации и успешности в дальнейшей деятельности.

  Все это подчеркивает актуальность задачи поиска технологий, создания развивающих программ, направленных на снижение перечисленных рисков и формирование основы для разработки индивидуальных траекторий развития, что подразумевает гармоничное соединение индивидуальных особенностей ребенка с развитием его познавательных, коммуникативных и эмоциональных способностей, оптимизирующих процесс общения со взрослыми и сверстниками и, в целом, процесс взросления. Социально-эмоциональное развитие может стать той необходимой основой, которая должна сформировать личность, обладающую универсальными компетентностями, имеющими большой потенциал в будущем.

Внутренние причины:

  Государственное учреждение образования «Макаровский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» вместе с другими учреждениями образования Республики Беларусь в 2016-2019 гг. являлось участником реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся учреждения общего среднего образования». В результате инновационной деятельности были получены положительные результаты по всем запланированным составляющим социальной успешности: формирование и развитие предметных, межпредметных и метапредметных компетенций учащихся, компетенций социальной успешности (ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социально-трудовая компетенция и др.); повысилась мотивация учащихся к участию в исследовательской деятельности; увеличилось количество победителей всех этапов республиканской олимпиады по предметам и конкурсов различной направленности; выросло количество учащихся-авторов и активных участников реализации проектов воспитательной деятельности; отмечается положительная динамика личностных характеристик участников инновационного проекта. Однако вместе с тем, проводимые диагностики самооценки, агрессивности Басса–Дарки, тревожности Бека, межличностных отношений в классных коллективах, социометрии диагностируют у части обучающихся достаточно выраженные проблемы самоконтроля, эмоциональную нестабильность, импульсивное поведение, высокий уровень конфликтности, недостаточно развитые навыки межличностного взаимодействия, часто испытываемые реакции гнева и агрессии, заниженную либо завышенную самооценку, неразвитое самообладание.

  Таким образом, назрела необходимость в поиске новых эффективных моделей социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования.

  Мировой опыт показывает, что внедрение моделей социально-эмоционального обучения во многом решает проблему формирования навыков XXI века. Например, благодаря программам социально-эмоционального развития дети учатся договариваться между собой, находить компромиссные решения. Растут и их образовательные результаты. При этом важно, чтобы в этом процессе активную позицию заняли и законные представители обучающихся.

  CASEL – ведущая организация, которая стремится способствовать развитию академической, социальной и эмоциональной компетентности всех обучающихся. Миссия CASEL – помочь сделать социально-эмоциональное обучение, основанное на фактических данных, неотъемлемой частью образования от дошкольного до старшего школьного возраста. Благодаря исследованиям, практике и политике CASEL сотрудничает со школами, чтобы все учащиеся не только обладали знаниями, но и стали ответственными, заботливыми и полезными членами общества. Целью является развитие у учащихся навыков самосознания, самоуправления, социальной осведомленности, взаимоотношений и навыков ответственного принятия решений; формирование знаний учащихся о себе, других людях и школе. Это, в свою очередь, обеспечивает основу для лучшей адаптации и успеваемости, что выражается в более позитивном социальном поведении и отношениях со сверстниками, меньшем количестве проблем с поведением, меньшем эмоциональном стрессе, улучшении отметок и результатов обучения.

  Исследования показали, что программы, ориентированные на CASEL и его компетенции, могут оказать положительное влияние на школьный климат и способствовать получению множества академических, социальных и эмоциональных преимуществ для учащихся [41].

  Социально-эмоциональное обучение (SEL)– это процесс, посредством которого учащиеся и взрослые приобретают и применяют знания, умения и навыки для управления эмоциями и достижения личных и коллективных целей, владеют миром собственных чувств и проявляют сочувствие к другим, устанавливают и поддерживают доверительные отношения и принимают ответственные решения.

   На данный момент существует опыт реализации программ SEL в специальном и дошкольном образовании Республики Беларусь, вместе с тем, необходимо констатировать отсутствие комплексных научных и практических наработок в части использования ресурса данных программ в условиях учреждений общего среднего образования, в том числе и размещенных в сельских населенных пунктах.

   На основе анализа образовательных тенденций, состояния науки и практики по данной проблеме можно выделить и сформулировать противоречия между:

  современными достижениями цивилизации, существованием информационного общества и неопределённостью социальной ситуации, сложностями социально-психологической адаптации, усилением эмоциональной напряжённости, отсутствием инструмента, который позволит справляться с возникающими трудностями и задачами в стремительно развивающемся мире;

 потребностью современного общества в профессионалах, обладающих универсальными компетенциями, «навыками XXI века»: когнитивными, социальными, метакогнитивными и отсутствием умения управлять своими эмоциями;

   значимостью умения взаимодействовать, достигать успеха в социально-значимой деятельности, важностью способности эффективно общаться, работать в команде и конфликтностью, недостаточно развитыми навыками межличностного взаимодействия, неумением молодых людей решать жизненные проблемы, контролировать свое поведение;

   предъявлением завышенных требований к окружающим людям и деформацией мотивационно-самооценочных и ценностных ориентаций у части подростков;

   имеющимся потенциалом учреждения образования и отсутствием технологий, развивающих программ, направленных на снижение вышеперечисленных рисков и формирование основы для разработки индивидуальных траекторий социально-эмоционального развитияучащихся;

   эффективным опытом реализации программ SEL в специальном и дошкольном образовании Республики Беларусь, и отсутствием комплексных научных и практических наработок в части использования моделей социально-эмоционального обучения в условиях учреждений общего среднего образования.

 Разрешение указанных противоречий возможно в процессе реализации инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования».

  Проблема, решаемая в процессе реализации инновационного проекта, состоит в поиске эффективных технологий, развивающих программ, формировании модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся в условиях учреждения общего среднего образования. Внедрение модели позволит систематизировать и сделать более эффективной деятельность педагогического коллектива по формированию универсальных компетенций у учащихся, совершенствовать профессиональные компетенции педагогов, их знания в области детской и подростковой психологии, расширить формы взаимодействия с семьей и другими социальными институтами с целью социально-эмоционального развития детей, их индивидуальной реализации и успешности в дальнейшей деятельности. Предполагается, что благодаря реализации проекта будут созданы условия и определены факторы, способствующие развитию у учащихся умений управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение, взаимодействовать, эффективно общаться, работать в команде, сформируются навыки самоконтроля, активная жизненная позиция.

  Данный проект имеет значимость не только для конкретного учреждения образования, но и для других учреждений общего среднего образования Республики Беларусь. Материалы и инновационный опыт, наработанные педагогическим коллективом в ходе инновационной деятельности, будут полезны в проектировании образовательного пространства, максимально соответствующего условиям внедрения модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.